ИНСТИТУТ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

Автономная

некоммерческая организация

8 марта 2008 г. 17:34:27

Екатеринбург

 

Лечебная педагогика – это наука и практика помощи детям и подросткам с особыми потребностями, то есть людям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Такие ситуации могут быть вызваны болезнью, стрессом или потрясением, неблагополучным социальным окружением. Лечебная педагогика основывается на целостном подходе к детям с особыми потребностями и рассматривает человека не как объект помощи, а как субъект развития. Лечебная педагогика по своей сути идёт от ребёнка и направлена на поддержку его самостоятельной активности. Она предполагает принятие ре­бенка и уважение к его личности, в каком бы тяжелом состоянии он ни нахо­дился. Специфика лечебной педагогики в неманипулятивности ее методов. Главная цель лечебно-педагогической работы с ребенком — способствовать его интеграции в обще­стве. При этом инте­грация представляется не как благоустройство и комфорт, а как максимальное использование возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном социуме.

При этом основное внимание направляется на удовлетворение фундамен­тальных потребностей - не только в пище, питье и воздухе, жизненная необхо­димость которых очевидна, не менее важны и сенсорные потребности: для нормального развития ребенку необходимо большое разнообразие зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений. Обязательное условие развития — это полноценное личностное об­щение с особым ребенком. Такие дети нуждаются в любви, душевной заботе и ласке, а не только в профессиональном уходе. С потребностью в человеческом об­щении связано и то внимание, которое должно уделяться сфере отношений в целом. От того, насколько удается выстроить отношения между детьми в группе, от­ношения педагога и ребенка, отношения педагогов между собой, в значитель­ной степени зависят результаты работы. Не менее важной потребностью является потребность в познании, т.е. развитии через понимание. Правиль­но организованное обучение, которое удовлетворяет познавательные потребно­сти ребенка и создает у него ощущение успешности, приводит к улучшению как психического, так и соматического состояния.

Таким образом, основной задачей лечебной педагогики является выстраивание развивающей среды, чтобы ребенок не просто встречался с группой детей и взрослых, осваивал определенные навыки, а набирал потенциал, который позволит ему продолжать развитие и обучение дальше. При этом должна быть реали­зована присущая каждому ребенку способность к творчеству.

Часто борьба за права инвалидов ставит целью предоставление им максимальных льгот и освобождение от необходимости работать. Однако лишая человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую жизнь, право стать состоявшейся личностью. Такая забота о слабых является своего рода дискриминацией. Для того чтобы человек с нарушениями мог работать, нуж­но помочь ему овладеть какой-то профессией, найти или создать для него ра­бочее место. Помощью взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья занимается социальная терапия.

Профессия лечебного педагога и социального терапевта предполагает достаточно серьезную работу над собой, го­товность к внутреннему изменению, внутреннему развитию. Здесь равноправную значимость имеют профессионализм, открытость к зна­ниям и отношение к ребенку. Очень важно разделять характерный для лечеб­ной педагогики подход к ребенку, утверждающий, что в нем на каком-то уровне есть целостное неповрежденное ядро; на этом уровне он вполне здоров и яв­ляется не менее совершенным, чем другие люди. Все проблемы, поломки, нарушения воз­никают на пути от ядра к видимому уровню, поэтому ребенок проявляет себя очень непонятным и странным образом. Принципиально важная часть лечебно-педагогической работы — нащупать каким-то внутренним образом это ядро, скрытую сердцевину личности ребенка. Только тогда можно ожидать, что занятия будут плодотворными, а иначе даже самая профессиональная работа результатов не принесет.

В настоящее время лечебно-педагогический взгляд становится акту­альным для многих педагогов. С одной стороны, на нас обрушилась лавина трудных детей, искалеченных судеб. С этими детьми нелегко вступить в контакт, понять, почему они так странно себя ведут. Специалисты зачастую в бессилии опускают руки. С другой стороны, сис­тема образования все меньше ориентируется на педагогическое мастерство, уделяя основное внимание подготовке квалифицированных учителей-предмет­ников. И учитель утрачивает умение найти подход к каждому ребенку, постро­ить такие отношения, чтобы даже «трудные» дети научились общать­ся и были успешными. Вместо этого стало нормой их вытеснение, исключение из среды нормально развивающихся сверстников. Школа лечебной педагогики и социальной терапии пытается восстановить прерванную педагогическую традицию и помочь учителям, воспитателям, другим специалистам овладеть собственно педагогическими зна­ниями. Гуманистический характер лечебной педагогики, глубокое проникновение в природу развивающегося ребёнка, сущность отклонений и нарушений его развития, ориентация обучения на раскрытие творческого потенциала слушателей должны привлечь внимание широкого круга специалистов, работающих в учреждениях образования, культуры и социальной защиты населения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, внимание специалистов учреждений высшего профессионального образования, родителей, представителей общественных организаций, осуществляющих помощь людям, имеющим ограниченные возможности здоровья

 

На главную

 

Hosted by uCoz