Лечебная педагогика – это наука и практика помощи детям и
подросткам с особыми потребностями, то есть людям, находящимся в сложной
жизненной ситуации. Такие ситуации могут быть вызваны болезнью, стрессом
или потрясением, неблагополучным социальным окружением. Лечебная
педагогика основывается на целостном подходе к детям с особыми
потребностями и рассматривает человека не как объект помощи, а как
субъект развития. Лечебная педагогика по своей сути идёт от ребёнка и
направлена на поддержку его самостоятельной активности. Она предполагает
принятие ребенка и уважение к его личности, в каком бы тяжелом состоянии
он ни находился. Специфика лечебной педагогики в неманипулятивности ее
методов. Главная цель лечебно-педагогической работы с ребенком —
способствовать его интеграции в обществе. При этом интеграция
представляется не как благоустройство и комфорт, а как максимальное
использование возможностей ребенка для его адаптации к жизни в обычном
социуме.
При этом основное внимание направляется на удовлетворение фундаментальных
потребностей - не только в пище, питье и воздухе, жизненная необходимость
которых очевидна, не менее важны и сенсорные потребности: для нормального
развития ребенку необходимо большое разнообразие зрительных, слуховых,
тактильных и других ощущений. Обязательное условие развития — это
полноценное личностное общение с особым ребенком. Такие дети нуждаются в
любви, душевной заботе и ласке, а не только в профессиональном уходе. С
потребностью в человеческом общении связано и то внимание, которое
должно уделяться сфере отношений в целом. От того, насколько удается
выстроить отношения между детьми в группе, отношения педагога и ребенка,
отношения педагогов между собой, в значительной степени зависят
результаты работы. Не менее важной потребностью является потребность в
познании, т.е. развитии через понимание. Правильно организованное
обучение, которое удовлетворяет познавательные потребности ребенка и
создает у него ощущение успешности, приводит к улучшению как психического,
так и соматического состояния.
Таким образом, основной задачей лечебной педагогики является
выстраивание развивающей среды, чтобы ребенок не просто встречался с
группой детей и взрослых, осваивал определенные навыки, а набирал
потенциал, который позволит ему продолжать развитие и обучение дальше.
При этом должна быть реализована присущая каждому ребенку способность к
творчеству.
Часто борьба за права инвалидов ставит целью предоставление им
максимальных льгот и освобождение от необходимости работать. Однако лишая
человека возможности трудиться, мы отнимаем у него право на взрослую
жизнь, право стать состоявшейся личностью. Такая забота о слабых является своего рода дискриминацией. Для того
чтобы человек с нарушениями мог работать, нужно помочь ему овладеть
какой-то профессией, найти или создать для него рабочее место. Помощью
взрослым людям с ограниченными возможностями здоровья занимается социальная терапия.
Профессия лечебного педагога и социального терапевта предполагает
достаточно серьезную работу над собой, готовность к внутреннему
изменению, внутреннему развитию. Здесь равноправную значимость имеют
профессионализм, открытость к знаниям и отношение к ребенку. Очень важно
разделять характерный для лечебной педагогики подход к ребенку, утверждающий,
что в нем на каком-то уровне есть целостное неповрежденное ядро; на этом
уровне он вполне здоров и является не менее совершенным, чем другие
люди. Все проблемы, поломки, нарушения возникают на пути от ядра к
видимому уровню, поэтому ребенок проявляет себя очень непонятным и
странным образом. Принципиально важная часть лечебно-педагогической
работы — нащупать каким-то внутренним образом это ядро, скрытую
сердцевину личности ребенка. Только тогда можно ожидать, что занятия
будут плодотворными, а иначе даже самая профессиональная работа
результатов не принесет.
В
настоящее время лечебно-педагогический взгляд становится актуальным для
многих педагогов. С одной стороны, на нас обрушилась лавина трудных
детей, искалеченных судеб. С этими детьми нелегко вступить в контакт,
понять, почему они так странно себя ведут. Специалисты зачастую в
бессилии опускают руки. С другой стороны, система образования все меньше
ориентируется на педагогическое мастерство, уделяя основное внимание
подготовке квалифицированных учителей-предметников. И учитель утрачивает
умение найти подход к каждому ребенку, построить такие отношения, чтобы
даже «трудные» дети научились общаться и были успешными. Вместо этого
стало нормой их вытеснение, исключение из среды нормально развивающихся
сверстников. Школа лечебной педагогики и социальной терапии пытается
восстановить прерванную педагогическую традицию и помочь учителям,
воспитателям, другим специалистам овладеть собственно педагогическими знаниями.
Гуманистический характер лечебной педагогики, глубокое проникновение в
природу развивающегося ребёнка, сущность отклонений и нарушений его
развития, ориентация обучения на раскрытие творческого потенциала
слушателей должны привлечь внимание широкого круга специалистов,
работающих в учреждениях образования, культуры и социальной защиты
населения с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, внимание
специалистов учреждений высшего профессионального
образования, родителей, представителей общественных организаций,
осуществляющих помощь людям, имеющим ограниченные возможности здоровья
|